Александер Косс: «Чёрный» украинский сахар губит молдавский рынок
Уходящий год для представителей свеклосахарной отрасли Молдовы был полон тревог и трудностей: сильно подкосила планы летняя засуха, а в переговорах с правительством не удалось добиться сохранения в 2013 г. 8%-ной ставки НДС на сахар. О результатах нынешнего года и вызовах будущего, агентству InfoMarket рассказал председатель Союза сахаропроизводителей Молдовы, спикер правления компании Sudzucker Moldova Александер Косс.
InfoMarket: Господин Косс, с какими результатами свеклосахарная отрасль завершает 2012 год?
Александер КОСС: Этот год в целом по отрасли дал неоднозначные результаты. Во-первых, нас сильно подкосила засуха. Многие хозяйства, особенно из зоны Фэлешть и Глодень, просто потеряли урожай на полях. Но сухая, тёплая осень и выпадавшие иногда дожди способствовали тому, что свекла реанимировалась и «ожила», особенно в северных районах Молдовы. Наряду с этим дала результат и наша многолетняя работа на опытных полях по борьбе с корневой гнилью и селекции семян сахарной свёклы. Приятный осенний сюрприз от погоды позволил скорректировать наши прогнозы. Вместо ожидаемых 70 тыс. тонн сахара, отрасль в целом произведет около 80 тыс. тонн.
InfoMarket: Каков сегодня расклад сил между участниками молдавского рынка сахара?
Александер КОСС: Сегодня в Молдове действуют три сахаропроизводящие компании - IM «Sudzucker Moldova» SA (заводы в Дрокии и Фалешть, доля от общей производственной мощности отрасли - около 39%), «Moldova-Zahar» SRL (завод в Купчинь, 29%) и «Magt-Vest» SRL (заводы в Глодень и Дондюшень, 32%). Около 70% производственных мощностей свеклосахарной отрасли формируют предприятия с участием иностранного капитала: 39% мощностей обеспечивает Sudzucker Moldova», которая входит в состав крупнейшего европейского концерна с немецкими корнями «Sudzucker AG», 29% - дочерняя компания польской «Krajowa Spółki Cukrowa SA» - «Moldova-Zahar».
InfoMarket: Последние два года представители отрасли отчаянно боролись за сохранение льготного налогового режима. Этого не произошло. Чем чревато изменение налоговых рамок для свеклосахарной отрасли?
Александер КОСС: Целым рядом последствий, таких как рост контрабанды украинского сахара, резкое снижение и без того сравнительно невысокой рентабельности производства сахара, возможное сокращение цен на сахарную свёклу и посевных площадей под эту культуру, закрытие в будущем некоторых сахзаводов.
Когда речь идет об НДС, необходимо понимать, что мы не против повышения этого налога. Но в таком случае внутренний рынок должен быть непроницаемым для контрабанды дешевого сахара, а потребитель - психологически и материально готовым заплатить более высокую цену за сахар. Подразумевается и то, что властные структуры страны четко осознают мотивы и последствия своего решения повысить налог на этот, кто бы что ни говорил, продукт первой необходимости. Однако, ни то, ни другое, и, похоже, ни третье, в Молдове не является объективной реальностью. И это - большая проблема отечественных сахаропроизводителей и свекловодов.
Серьезную проблему создаст и имеющий колоссальную коррупционную составляющую регламент возмещения сельхозпроизводителям 12% из 20% НДС - не автоматический, а с проверками «на благонадежность». С одной стороны, власти повсюду декларируют антикоррупционные лозунги, с другой - не внедряют «автоматические» методики распределения субвенций и возмещения налогов, где субъективный подход должен быть исключен. В сфере налогообложения, как и в правовой сфере, должен действовать принцип презумпции невиновности. Крестьянин, как и любой экономический агент, обязан постфактум нести ответственность за нарушения, допущенные им при исчислении возмещаемого НДС. А не выступать в роли заведомого нарушителя, ждущего проверки контролирующих органов, которые решают вопрос выплаты ему возмещения по НДС. Это - консолидированное мнение всех сельхозпроизводителей, и мы его разделяем.
InfoMarket: Как вы оцениваете региональную конъюнктуру рынка сахара?
Александер КОСС: К сожалению, на молдавский рынок активно давит украинский контрабандный сахар. Розничные рынки на севере и юге Молдовы им переполнены. Если вы покупаете сахар, расфасованный в полиэтиленовые пакеты без фирменной маркировки, знайте, что с большой долей вероятности вам продают контрабанду.
В данной связи стоит разъяснить, почему сахар на Украине дешевле. Первое - многие сахзаводы Украины работают на сравнительно дешевом украинском угле. Второе - в Украине действует мощная система прямого и косвенного субсидирования аграрного сектора (к примеру, 20-процентный НДС на сахарную свеклу остается в распоряжении сельхозпроизводителей). Третье - почти на всей территории Украины климатические условия для выращивания сахарной свёклы намного более благоприятны, чем в Молдове (кроме того, на юге Украины свёкла выращивается на орошаемых полях). Четвертое - наряду с наличием собственного свеклосахарного комплекса, Украина импортирует в рамках беспошлинных квот ВТО 260 тыс. тонн априори более дешевого тростникового сахара, который приводит к огромным ценовым флуктуациям на внутреннем рынке и стимулирует «контрабандный экспорт». Пятое - в Украине значительная часть сахара производится по давальческим схемам, и в определённый момент наступает кризис ликвидности, - как у сахаропроизводителей, так и у крестьян, которые вместо денег получили сахар, и готовы продать его за любые деньги, зачастую мимо государственной кассы.
Что происходит в итоге? Мы хорошо знаем, что при ценовой разнице на молдавский и украинский сахар в $100-$150 на тонне, таможня и пограничники не в состоянии остановить контрабанду. Сахар «продавливается» на рынок Молдовы и напрямую, и через Приднестровье. «Чёрный» украинский сахар губит молдавский рынок. В результате, в собственной стране мы в состоянии продать сахар только промпотребителям и в крупные торговые сети, а розничные продажи с середины осени практически остановлены. Наш cash-flow спасает лишь квота на беспошлинный экспорт в ЕС - 34 тыс. тонн молдавского сахара.
InfoMarket: Положительные результаты сахарных отраслей также отмечаются в России и Беларуси...
Александер КОСС: Это хорошо, потому, что в этом состоит единственная легальная возможность для Молдовы не только перекрыть дефицит за счет завоза сахара в режиме свободной торговли, но и противостоять контрабанде. В первую очередь, в этом плане интерес представляет Белоруссия - единственная страна нетто-экспортёр свекловичного сахара в Таможенном союзе, где и цена энергоресурсов низка, и государственные дотации более чем щедры. Легальный импорт белорусского сахара является единственным способом борьбы с контрабандой в Молдове. Правда, такой способ можно расценить как негативный фактор для сахарной промышленности страны - мы, опять-таки, будем стоять без продаж. Однако легальный импорт все равно лучше, чем стимулирование контрабандистов, которые день ото дня становятся всё мощнее, всё глубже пускают свои корни. Мы видим, что происходит, и отдаём себе отчёт, к чему это приведет.
Хотя, конечно же, и в Таможенном союзе конъюнктура меняется - контрабанду из Украины там удалось заблокировать, а цена на сахар начала консолидировано расти. У Белоруссии есть свободный доступ на российский рынок. И если в IV квартале 2012 года белорусский сахар стоил дешево, то со временем этот сахар будет стоить все дороже и дороже.
InfoMarket: Как осуществляется ценообразование на рынке сахара в Молдове? Есть мнение, что стоимость этого продукта чрезмерно завышена... Каков прогноз цен на свекловичный сахар на ближайший период?
Александер КОСС: Ценообразование должно осуществляться по рыночным законам. В Молдове цены на внутреннем сахарном рынке определяет уровень цен на региональных рынках и, в первую очередь, в Украине. Конкуренция на молдавском сахарном рынке не вполне адекватна, потому что приходится конкурировать с контрабандой. Себестоимость молдавского сахара, как было сказано, выше цены контрабандного украинского. А прогноз цен зависит от адекватности властей, от их желания и способности бороться с контрабандой. В любом случае, роста цен на сахар в обозримом будущем ожидать не следует.
InfoMarket: Каков потенциал внутреннего рынка сахара? Ожидается ли дефицит сахара на внутреннем рынке в 2013 г.?
Александер КОСС: Обычно это напрямую зависит от уровня цен: когда они высокие - емкость внутреннего рынка составляет 65-70 тыс. тонн, когда цены снижаются - 75-80 тыс. тонн. Из-за контрабанды и низких цен 34 тыс. тонн мы экспортируем в ЕС. Вывод: при нынешних ценах и полученном объеме сахара из свеклы урожая 2012 г. около 25-30 тыс. тонн сахара нам придётся импортировать.
InfoMarket: А экспортный потенциал?
Александер КОСС: Он зависит от цен экспорта. Даже с учётом определённой тенденции снижения цен, что неудивительно при той урожайности, которая была достигнута в Евросоюзе в прошлом и в этом году (заоблачная, запредельная для Молдовы урожайность в 80-100 тонн с 1 га), европейский рынок для нас очень интересен, так как наша себестоимость ниже цены продажи сахара в ЕС. Я уверен, что при сложившейся в Молдове конъюнктуре наша экспортная квота в ЕС (34 тыс. тонн) будет полностью освоена. Сегодня - это единственный привлекательный рынок.
Мы, конечно, не имеем сверхприбылей на экспорте. К примеру, в 2012 году сахар экспортировался по средней цене около 680 евро без НДС, что соответствует цене внутреннего рынка в 11,75 леев за 1 кг с 8% НДС (с января 2013 года - 13,05 леев/кг с 20% НДС). Это хорошая цена, которая позволяет нам существовать. И если в предыдущие годы мы старались поддержать «сахарный баланс» внутреннего рынка и, например, продавали сахар в Молдове по более низким ценам, чем цены экспортных поставок в Россию, то в нынешнем году у нас такой возможности нет. Все-таки учтите масштаб потерь урожая от засухи и, соответственно, относительно высокую себестоимость произведенной продукции.
Наша первоочередная задача - сохранить свой бизнес на безубыточном уровне, и мы будем продавать сахар тому, кто даст нам большую цену. Наш сахар будет честно конкурировать с легальным европейским сахаром на рынке ЕС, а не продаваться по демпинговым ценам на молдавском рынке, где он вынужден конкурировать с нелегальным украинским продуктом.
Конечно, у нас есть постоянные клиенты внутри страны, которых мы не оставим без высококачественного честно произведенного сахара «made in Moldova». Что касается остальных аспектов макроэкономической политики - это компетенция властей, которые рано или поздно обязательно разберутся в специфичных особенностях сахарного рынка и повернутся лицом к одной из очень немногих пока успешных отраслей Молдовы - свеклосахарному комплексу. Надеюсь, это случится не слишком поздно...
InfoMarket, 24 декабря 2012