Цена молдавского сахара
Сегодня во властных коридорах страны обсуждается налоговая политика и бюджет-2011 и, естественно, дискуссии идут вокруг влияния изменений налогообложения на производственный сектор экономики. , Специалисты с недоумением отмечают, что, как и в конце октября прошлого года, как дамоклов меч, снова нависает угроза увеличения НДС на сахар с 8% до 20%. Напомним, что ранее эту меру Молдове рекомендовал Международный валютный фонд для сокращения бюджетного дефицита. Но тогда правительству удалось отстоять для сахара 8%-ную планку, как для продукта социальной значимости.
К слову, сопоставимый уровень НДС на «сладкий продукт» действует и в других странах: в Евросоюзе - средний показатель около 5%, а в России -10%. Напомним, что объективную необходимость индивидуального подхода к сахарному рынку в свеклосеющей Молдове и его особую значимость, подтвердила ВТО, согласовав в результате многолетних переговоров новый уровень таможенной пошлины на ввозимый сахар в размере 75%. Цель такой пошлины - обеспечить гармонизацию с региональными рынками и защитить местных производителей от шоковой пляски цен на мировом рынке. В странах с дееспособной свеклосахарной промышленностью тариф тоже высокий: в Евросоюзе 400 евро за импортируемую тонну, в таможенном союзе Россия-Белоруссия-Казахстан - $250 за тонну.
Конечно, у наших соседей Украины и Румынии НДС на сахар в 20%. Но к добру это не привело. Украинская сахарная индустрия работает практически «в тени» - большинство сделок по поставкам свеклы и сахара носят обменный, бартерный характер. Ежегодно там эта отрасль теряет 20-30% своих мощностей и страна из традиционного экспортера сахара превратилась в его импортера. В Румынии сахарная свекла в настоящее время культивируется лишь на площади в 5-6 тыс. га, что в 4-5 раз меньше, чем у нас и внутренний рынок обеспечивается за счет импорта тростникового сахара-сырца. Молдова хотела бы избежать подобного сценария.
«Рост НДС на сахар до 20% является пагубным для отрасли, - считает Александр Косс, спикер правления компания Sudzucker Moldova. - Есть целый ряд связанных с этим проблем. Одна из них - определенный рост цен на сахар, который должен будет компенсировать рядовой потребитель. Другая состоит в том, что границы РМ никогда не были и не будут абсолютно непроницаемыми. И влияние украинского сахарного рынка на РМ сегодня достаточно серьезно. В этом смысле наш потенциал роста цен на сахар ограничен. То есть для компенсации роста НДС мы будем поднимать цену на сахар, но лишь до определенного уровня. Естественно, единственной возможностью обеспечения рентабельности производства, или хотя бы его безубыточности, является снижение себестоимости, сокращение затрат по каждой из статей. И наиболее массивной из этих статей затрат является сырье. Безусловно, это негативно скажется на цене на сахарную свеклу».
Снижение цены на свеклу повлечет уменьшение площадей посевов этой культуры и сокращение производства свекловичного сахара, что грозит сахарным дефицитом на внутреннем рынке. Но тогда в Молдову возможны поставки тростникового сахара-сырца, что приведет к закрытию экспортных рынков Евросоюза и России, открытых исключительно для свекловичного сахара.
Сахарные игроки
Сегодня на молдавском сахарном рынке действуют лишь два игрока: лидер Sudzucker Moldova (Дрокиевский и Фалештский сахарные заводы) и новичок Magt Vest (Дондюшанский и Глодянский заводы). Хотя внешний паритет два на два обманчив, все-таки опасения сахарной монополии на время откладываются.
Дондюшанский завод Magt Vest ранее приобрел у компании Sudzucker Moldova, а вот Глодянский - у Moldindconbank. Напомним, что Глодянский и Купчинский предприятия принадлежали российскому инвестору - компании Marr Sugar Moldova , которая пару лет назад покинула Молдову. Затем и другой владелец Глодянского завода Gold Crown обанкротился из-за засухи 2009 года. И заводы приобрели два банка: Глодянский - Moldindconbank и Купчиньский - Victoriabank.
Смущает то, что купив Глодянский завод, новый хозяин не законтрактовал до этого в этой сырьевой зоне ни одного гектара сахарной свеклы и пытается заключить контракты со свекловодами сейчас, когда большинство из них имеют на руках контракты с ведущим сахарным игроком - Sudzucker Moldova. Ведь прошлой весной, по просьбе руководства Глодянского района, Sudzucker частично финансировала выращивание свеклы в этой сырьевой зоне, сообщает Александр Косс, спикер правления компании. Из неофициальных источников, в Глодянской зоне Magt Vest может иметь не больше 2 тыс. га, в Дондюшанской сырьевой зоне - около 3-4 тыс. га под сахарную свеклу. То есть в лучшем случае, по данным на сегодня, будет 5-6 тыс. га на два сахарных завода, чего недостаточно и для одного завода. Для сравнения, на два Sudzucker-овских завода приходится около 20 тыс. га сахарной свеклы. При этом мощность заводов сопоставима. Может быть, ставка делается на пиратский захват свекловичных гектаров? Конечно, это в случае, если этим экономическим агентом в страну не будет завезен сахарный тростник для производства сахара. Хотя Георгий Магдыл утверждает, что «пока» не намечает переработку тростникового сахара на своих предприятиях.
Если десять лет назад, с начала деятельности в Молдове, компания Sudzucker занимала 38% местного сахарного рынка, то сегодня - все 90%. «Что касается доминирования с тенденцией монополизации, но все-таки доминирования компании Sudzucker, то доминирование не является нарушением закона страны. Это реальность,- говорит Виорика Кэраре, гендиректор Национального агентства по защите конкуренции. - До настоящего времени Sudzucker работала в рамках нормативного законодательства РМ и закона о конкуренции».
Цена должна быть корректной
Розничная цена молдавского сахара на внутреннем рынке сегодня варьирует в пределах 14-15 леев. Определенные экономические агенты предпринимают попытки производить сахар не из местной сахарной свеклы, а их сахарного тростника - в прошлом году в Минсельхозпищепром поступали предложения отдельных юридических лиц по импорту сахара-сырца, которые, правда, не были поддержаны. Ведь после уплаты всех предусмотренных законами налогов и пошлин, цена сахара, произведенного из тростникового сырца, будет еще выше, чем нынешняя. А заверения этих агентов в том, что весь сахар будет экспортирован, представляются, по меньшей мере, сомнительными, т.к. никто из наших соседей не нуждается в сахаре, произведенном из тростника. А это значит, что планы импортеров сахара-сырца представляют собой не что иное, как схему мнимого экспорта, в которой весь произведенный из сырца сахар де-юре экспортируется, а де-факто - остается в стране.
Существует и другое предложение - отказаться от согласованных с ВТО пошлин и временно «открыть» рынок для беспошлинного импорта сахара, в том числе и тростникового. «Намерение открыть рынок для импорта сахарного тростника - популистское решение, может, на полгода это решит проблему сахарной цены, но убьет любую экономику на будущее, - утверждает Вячеслав Ионицэ, депутат парламента. - С одной стороны, сахарный рынок надо защищать, с другой, понимаем, что защищая внутренний сахарный рынок от внешнего, мы должны защитить и потребителей, в том смысле, что цена на сахар никогда не должна быть малой или большой, а должна быть корректной».
«В этом отношении иногда может быть выгоднее иметь цену для потребителей на рынке на лей дороже, но при этом держать целый свеклосахарный комплекс, чем допустить абсолютно свободную конкуренцию, в результате проигрыша которой потеряешь целую отрасль», - убежден известный экономист Александр Муравский, бывший экс-министр экономики.
«Ясно, что 90% потребителей сахара хотят, чтобы он был дешевле. Но нужно проследить всю вертикаль. Какую цель мы преследуем: хотим последовательного и стабильного развития всей отрасли свекловодства и сахара, или хотим на полгода решить проблему удешевления цены на сахар? - задается вопросом Александр Слусарь, глава Республиканского союза ассоциаций сельхозпроизводителей Uniagroprotect. -Проникновение в страну сахарного тростника даже на короткий срок может привести к тяжким последствиям для всей отрасли. Закрываются рынки сбыта сахара в Евросоюзе, России, Украине... Сахарные заводы, конечно, смогут перейти на переработку сахарного тростника, а что мы будем делать с 25-30 тыс. га сахарной свеклы. Что будем делать с людьми, которые вовлечены в выращивание этой культуры? Сейчас как раз наблюдается позитивный тренд: ожидается рост цен на свеклу. И любая непродуманная интервенция может привести к потере отрасли сахарной свеклы, к проблемам с иностранными торговыми партнерами».
Кроме того, при переработке 1 т сахара из сахарного тростника маржа очень мала. «И чтобы один сахарный завод рентабельно перерабатывал сахар из тростника, он должен иметь объем производства в 400 тыс. т сахара, что в 5 раз больше потребления внутреннего рынка РМ (75 тыс. т). И, конечно, никто не откроет рынок сбыта оператору из РМ, который будет производить сахар из тростника. Это аксиома, которую мы изучали и в переговорах с Россией и с ВТО», - рассуждает финансовый директор Sudzucker Moldova Октавиан Армашу.
Специалисты убеждены, что базовые налоговые условия в свеклосахарной отрасли хотя бы 3-4 года должны оставаться неизменными.
«Экономный» биогаз
На прошлой неделе Sudzucker Moldova представила новый проект - по строительству на территории Дрокиевского сахарного завода предприятия по производству биогаза. «Во-первых, это вызвано ежегодным ростом цен на энергоресурсы. К тому же в Молдове резко снизился спрос на прессованный свекловичный жом в качестве корма для скота (а этот побочный продукт вырабатывается при производстве сахара). И, конечно, производство биогаза исключит экологические риски. Ведь складированный в котлованы жом выделял в атмосферу газы, приводящие к увеличению парникового эффекта, - рассказывает Рихард Дандар, технический директор компании. - На заводе Капошвар, в Венгрии, который входит в концерн Sudzucker, с 2007 г. успешно работает подобный завод. Это будет второй в Европе в сахарной отрасли завод по производству биогаза».
Сахарный завод в Дрокии перерабатывает около 3,2 тыс. т сахарной свеклы в сутки, для чего расходуется около 100 тыс. кубов природного газа. Новый завод позволит производить из получаемых в сутки 800 т свекловичного жома 112 тыс. кубов биогаза. В результате потребность завода в природном газе снизится почти на 62%. А получаемый субстрат будет использован в качестве удобрения. По предварительным расчетам, ежегодная экономия составит более 20 млн. леев. Завод планируют построить к осени 2012 г. Инвестиции в него в 10 млн. евро окупятся за восемь лет.
То, что собирается сделать Sudzucker, вписывается в логику энергетической эффективности; хорошо, чтобы и другие последовали этому примеру, говорит Валериу Лазэр. По его словам, «новый проект закона об энергетической эффективности (недавно одобренный правительством) предусматривает энергетический аудит. Ик предприятиям, которые намерены внедрить технологии, основанные на энергетической эффективности, государство придет с рядом льгот и не обязательно налоговых. Так как существует много других стимулов, в том числе доступ к определенным активам, административная поддержка».
Модели развития
Экономист Александр Муравский на презентации «биогазового» проекта обратил внимание на споры о двух моделях экономики. «Первая модель - когда государство активно поддерживает местного производителя, создает защитные меры и определяет сектора, которые должны вытягивать страну. И вторая: создание равных условий для всех, и пускай рынок диктует, - рассуждает Муравский. - Думаю, что всегда надо искать комбинацию между ними: какие-то сектора могут без особой поддержки выходить в результате конкурентной борьбы, какие-то следует немножко «подтолкнуть».
Муравский считает, что во многом благодаря поддержке государства (в том числе введению защитных мер) сахарная отрасль выжила и укрепляется. И компания Sudzucker активно на это реагирует, постоянно инвестируя в долгосрочное развитие отрасли. За 10 лет она инвестировала 372 млн леев в модернизацию свеклосахарного производства в Молдове, из них более 52 млн. леев в развитие свекловодства. Но чтобы долгосрочные инвестиции окупились, свеклосахарному комплексу нужна стабильность.
Кстати, до прихода на местный рынок компании Sudzucker, свекловодство было не в лучшем состоянии, а в торговле сахаром преобладали бартерные сделки. Специалисты считают, что именно Sudzucker Moldova внесла основной вклад в европеизацию отрасли и установила цивилизованные правила игры.
Точка не поставлена
Валериу Косарчук, министр сельского хозяйства и пищевой промышленности, говорит, что «мы будем стимулировать производство в Молдове сахара из сахарной свеклы, так как у нас не растет тростник. Минсельхозпищепром заинтересован, чтобы сахарная свекла выращивалась в республике и в дальнейшем. И мы исключаем возможность стимулирования или продвижения производства сахара из сахарного тростника».
Косарчук предлагает сохранить НДС на сахар в 8% и НДС на сахарную свеклу в 8%. Министр уверен, что эта позиция будет поддержана правительством. «Нужно не только видеть поступления в бюджет, но и будущую пользу для экономики республики».
И министр экономики Валериу Лазэр заверяет, что Минэкономики учтет все факторы, как и в прошлом году, в довольно сложных условиях: «Заверяю, что будет взвешенное решение, справедливое с точки зрения как сельхозпроизводителей, так и переработчиков. Сейчас акцент делается на долгосрочное экономическое развитие. Развитию производства, поддержке местной промышленности, в том числе перерабатывающей, подчинены все экономические политики».
Но точка пока не поставлена...
"Кишиневский Обозреватель", №15 от 22 апреля 2010 г.