Как на большом рынке ЕС, так и на маленьком рынке Молдовы выживут только самые эффективные
О перспективах и потенциале сахарного бизнеса корреспонденту «Логос пресс» рассказал спикер правления компании Sudzucker Moldova Александер Косс.
«ЛП»: - Сахар – глобальный, биржевой товар. Отечественная свеклосахарная отрасль вероятно в большей мере, чем многие другие отрасли реального сектора экономики Молдовы, интегрирована в европейский и мировой рынок. С учетом этого важного обстоятельства, каковы ее перспективы в ближайшие годы?
А.К.: - Реалии молдавской свеклосахарной отрасли в краткосрочной перспективе – речь идет минимум о двух сезонах – будет определяться европейской тенденцией снижения цен на сахар и их стабилизации на минимальном уровне, не всегда и не на всех рынках покрывающем даже затраты производителей. В нескольких словах объясню, что в настоящее время происходит на сахарном рынке Евросоюза. Отмена в 2015 году внутренних квот на производство сахара и определенная либерализация его импорта в ЕС из ряда стран, создала предпосылки для резкого роста предложения этого товара на европейском рынке. Более того, благодаря продолжающейся модернизации сельского хозяйства и хорошим погодным условиям, за последние годы во многих странах Евросоюза ощутимо возросла продуктивность свекловодства. К примеру, в прошлом году средняя урожайность сахарной свеклы в агрохозяйствах-партнерах концерна Sudzucker AG во Франции, Бельгии, Германии превысила порог 90 т/га. При такой эффективности, возделывание свеклы рентабельно даже в ситуации, когда среднеевропейская закупочная цена на нее опустилась до уровня 20 евро/т, особенно с учетом значительного субсидирования этой культуры. Достаточно сказать, что в соседней Румынии субсидии на каждый гектар сахарной свеклы кумулятивно достигают 900 евро. Однако постепенно политика ЕС в данном вопросе меняется в сторону большего прагматизма. На европейском рынке цена на сахар из свеклы урожая-2017 снизилась почти в два раза. Вследствие этого, например, один крупный германский сахаропроизводитель, Pfeifer & Langen, законсервировал свой завод в Орадя (Румыния). Увы, таковы реалии профицитного, высоко конкурентного рынка – в новых условиях выживут только сильнейшие. Выживут за счет повышения эффективности, активного маркетинга на внутренних и экспортных рынках. Затем, надо полагать, европейский, равно как и мировой рынок сахара вступит в период циклического укрепления цен. Но это произойдет не сразу, не сейчас.
Кстати, сходные процессы разворачиваются и на восточном направлении, например, в сахарной отрасли России. Там тоже ведется большая работа над модернизацией свекловодства, между прочим – приносящая результат: в отдельных свеклосеющих регионах средняя урожайность этой сельхозкультуры в прошлом году превысила 60 т/га. Помимо этого, энергоемкая сахарная индустрия в РФ весьма результативно пользуется преимуществом сравнительно дешевых энергоресурсов. В итоге, российские сахаропроизводители теперь не только способны обеспечить потребности отечественного рынка, но и активно экспортируют продукцию на соседние рынки, в частности, на рынок Казахстана, на котором ранее активно был представлен молдавский сахар.
«ЛП»: - Как, за счет чего молдавские сахаропроизводители могут встроиться в такой жесткий рыночный расклад?
А.К: - Очевидно, что возобновить экспортные поставки сахара на тот же казахский рынок в обозримой перспективе нам будет очень непросто. Существуют определенные временные сложности и с экспортом молдавского сахара в Евросоюз, куда до октября прошлого года наш сахар поставлялся стабильно. Однако, потом, из-за драматичного падения цен на европейском сахарном рынке мы были вынуждены резко сократить объемы поставок. В отличие от предыдущего года, по итогам 2017 нам даже не удалось в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые открывает для молдавских сахаропроизводителей евроквота на беспошлинный экспорт. Тем не менее, в прошлом году в ЕС из Молдовы было отправлено около 34 тыс. тонн сахара, из которых наша компания экспортировала 28,8 тыс. тонн. В нынешнем году экспортные поставки на европейский рынок были возобновлены. Но необходимо учесть, что молдавский сахар произведен из дорогой свеклы – в 2017 средняя закупочная цена на свеклу для заводов нашей компании составляла около 800 леев/т, что почти в 2 раза выше среднеевропейской цены. Фактически сейчас мы вынужденно продаем сахар на экспорт по ценам ниже себестоимости. Но нам необходимы средства на погашение кредитов, на финансирование посевной кампании и подготовку заводов к новому сезону переработки.
При этом, конечно же, мы всеми возможными способами пытаемся увеличить финансовую эффективность как экспортных, так и внутренних продаж. Так, например, компания добивается чуть более выгодных цен реализации, предлагая румынским оптовым покупателям сахар в наиболее удобной для них фасовке - «биг-бэгах». На отечественном рынке Sudzucker Moldova старается гибко реагировать на пожелания, в частности, предприятий пищевой промышленности: одним промпотребителям по их запросам поставляется крупнокристаллический сахар, другим – мелкокристаллический, третьим – сахар очень высокой степени очистки для получения особо прозрачного сахарного сиропа и т.п. Благодаря гибкости, надежности и стабильности, в любых обстоятельствах Sudzucker Moldova удается сохранять прочные и устойчивые связи - как с подавляющим большинством промышленных потребителей, так и с клиентами, специализирующимися на оптовой и розничной торговле.
«ЛП»: Последнее время стало заметно, что молдавские сахаропроизводители начали активнее «работать локтями»…
А.К: - Если вы намекаете на спор двух операторов сахарной отрасли, то эту ситуацию я не считаю достойной комментария – позволю себе лишь высказать уверенность в том, что незаконно полученные за счет административного ресурса конкурентные преимущества одного из них будут рано или поздно законным путем ликвидированы. Но, увы, на сахарном рынке Молдовы существуют куда более серьезные поводы для беспокойства и мобилизации всех сил.
Необходимо учесть, что сахаропроизводящие компании Республики Молдова располагают большими переходящими остатками сахара из свеклы урожая-2017 – около 118 тыс. тонн. Кроме того, по соглашениям с Евросоюзом и ВТО на молдавский рынок в рамках льготных квот (в общей сложности – на 11,9 тыс. тонн) наверняка поступит значительное количество сравнительно дешевого импортного сахара. При этом годовая емкость внутреннего рынка РМ составляет всего 75-80 тыс. тонн. Одна только компания Sudzucker Moldova способна произвести гораздо больше сахара, причем даже в сельхозсезоне со сложными погодными условиями. А наши возможности гарантированного экспорта ограничиваются беспошлинной квотой ЕС (34,7 тыс. тонн). И подкрепляются лишь надеждой на циклический рост мировых цен на сахар, который, увы, может начаться не в новом маркетинговом сезоне, а через год-два. Иными словами, нам необходимо выстоять. Поэтому правление компании Sudzucker Moldova приняло непростое решение сократить масштаб контрактации сельхозплощадей под урожай-2018 сахарной свеклы на 20%. Условия кредитования агропартнеров компании станут строже. Хотя, стоит упомянуть, что на протяжении последнего пятилетия уровень возврата кредитов нашими контрагентами из аграрного сектора фактически стопроцентный. Насколько возможно, мы сократим все производственные и прочие затраты, продолжим повышать эффективность каждого сегмента компании – будь то перевозка, хранение и переработка свеклы, сушильно-элеваторный комплекс, биогазовая установка или маркетинговая служба. Благо, в предыдущий период мы осуществили очень большие инвестиционные проекты по модернизации сырьевой, промышленной и логистической базы компании. Теперь необходимы лишь сравнительно небольшие вложения в их «тонкую доводку» - до оптимального уровня. Таковы законы высококонкурентного рынка – как в огромном Евросоюзе, так и в небольшой Молдове выживут только самые сильные, умелые и рациональные операторы сахарной отрасли.
«ЛП»: - Не слишком ли рискованна стратегия «игры на удержание», или, если лучше звучит – на оптимизацию ресурсов? Ведь если в условиях сокращения посевов случится жесткая засуха, то урожая свеклы и, соответственно, произведенного сахара может оказаться мало. А в прошлом году мы наблюдали, как из-за погодных катаклизмов на рынке Евросоюза вдруг нашлось место (и деньги) даже для «проблемных» молдавских яблок. Хорошо, что у нас они были.
А.К: - Думаю, товарные ресурсы даже на маловероятный экстренный случай у нас в любом случае будут. Мы уже научились за счет ресурсосберегающих технологий минимизировать даже самые острые погодно-климатические риски. И у нас есть потенциал, а также большое неиспользуемое пространство для дальнейшего движения в этом направлении. В частности, можно и необходимо на государственном уровне решить проблему ирригации – доступа сельхозпроизводителей к источникам воды для орошения. Давно пора на уровне законодательства и практики его применения оптимизировать систему землепользования, аренды и купли-продажи сельхозплощадей. У компании Sudzucker Moldova и в двустороннем, и в многостороннем формате на уровне Ассоциации иностранных инвесторов FIA сложился хороший, конструктивный диалог с правительством по этим темам.
Тем не менее, мы отчетливо осознаем, что государственные решения насущных технических проблем важных отраслей экономики могут на длительный период отсрочить популистские акции, скажем так, электоральных конкурентов. В этом заключается, пожалуй, основной риск. Купировать его при нынешнем уровне развития гражданского общества в Молдове сложно. Можно лишь в какой-то мере его компенсировать ответственным отношением к своему бизнесу, своим деловым партнера и клиентам. Тогда, возможно, качество перейдет в количество – в масштабах всей национальной экономики.