Александр Косс: Инвестициям не нужны революции

Сахарная свекла в экономическом плане - наиболее прогнозируемая сельхозкультура. Из всех когда-то процветавших отраслей агропромышленного комплекса Молдовы, свеклосахарная - чуть ли не единственная развивается пока по оптимистичному сценарию. Как сегодня обстоят дела в сахарной промышленности и каковы перспективы ее развития, рассказывает спикер правления АО "Südzucker Moldova", председатель Союза cахаропроизводителей Молдовы, Александр Косс.

В стране завершается кампания по уборке свеклы. Как сложился нынешний год для свеклосахарного комплекса Молдовы?

Нынешний год вряд ли можно назвать самым удачным для отрасли. Засуха была беспрецедентной: количество осадков за год вдвое ниже нормы - 220,9 мм. В результате, несколько тысяч гектаров свеклы (из общего количества посеянных 22 тыс. га) полностью погибло, на остальных плантациях 20-30% свеклы "сгорело" еще до уборки. Единственное, что утешает - сахаристость корнеплодов не хуже прошлогодних показателей -18-19%.

В нынешнем году из-за того, что пересохшая почва была твердой как бетон, уборка сахарной свеклы началась 10 октября - на месяц позже обычного срока. И если средняя урожайность в прошлом году составила 42,1 т/га, то в этом году она вдвое меньше - 18-19 т/га. Тем не менее, в некоторых хозяйствах, оснащенных современной сельхозтехникой и передовыми агротехнологиями, урожайность выше и достигает 30 т/га. Пока рано подводить окончательные итоги, но по предварительным прогнозам урожай свеклы составит примерно 350 тыс. тонн, что вдвое ниже прошлогодних показателей.

Закупочная цена на свеклу в этом году выросла на 10% по сравнению с прошлогодним уровнем. Кроме того, при сахаристости продукции свыше 16%, за каждый дополнительный процент начисляется надбавка в размере 8,3% от базовой цены. Таким образом, с учетом сахаристости за 1 тонну свеклы в этом году сельхозпроизводители получат около 500 леев.

Общая площадь плантаций, законтрактованных компанией Südzucker Moldova на 2009 год, составляет более 16 тыс. га. С нами работает около 240 крупных хозяйств, а также 500-800 мелких фермеров в 17 северных районах Молдовы. Кроме того, в 2008 г. компания открыла дочернее сельхозпредприятие Agro-SZM, арендовавшее свыше 6000 га сельхозугодий. Для него закуплена самая современная агротехника: 5 свеклоуборочных и 4 зерноуборочных комбайна, 44 трактора, сеялки, бороны, культиваторы.

В нынешнем году Südzucker Moldova выделило свекловодам технические кредиты на сумму 121 млн. леев, из которых около 40 млн. леев хозяйства не смогут вернуть в установленные договорами сроки из-за больших потерь, вызванных засухой. В этой связи мы обсуждаем с нашими акционерами возможность реструктуризации кредитов на три года.

Тем не менее, нас радует, что многие сельхозпроизводители стремятся приобретать специализированную высокоэффективную сельхозтехнику под наши финансовые гарантии. Например, при нашей поддержке хозяйства приобрели 26 комбайнов за четыре года (производители техники предоставляют ее в виде технических кредитов на три года под проценты, очень выгодные для молдавских условий).

Какие меры, на ваш взгляд, могли бы стимулировать развитие аграрной составляющей производства сахара?

Для развития сельского хозяйства требуется комплексный подход. Одним из условий роста может стать разумный принцип распределения фонда субсидирования свекловодства. Это поможет повысить эффективность выращивания свеклы и расширить использование передовой и экономичной сельхозтехники.

Есть структурные проблемы. Например, отказ властей от продажи сельхозземель иностранным инвесторам. Почему? Инвестор ведь не увезет эти земли с собой. Если бы этот ресурс стал предметом залога, купли-продажи, как происходит в большинстве стран мира, то, возможно, это сдвинуло бы ситуацию с мертвой точки. И, несмотря на различные проекты по консолидации земель, этот вопрос остается нерешенным. Так, зачастую посреди обрабатываемой земли есть необрабатываемый участок, на котором растет только сорняк, засоряющий, разумеется, все поле. Невозможно легально консолидировать и имущественную квоту. Например, в селе Челаковка разваливается коровник, который мы хотели бы купить, а община - продать. Но механизма покупки этого имущества не существует, потому что коровником одновременно владеют все жители села, а половина из них по тем или иным причинам отсутствует ...

Сельское хозяйство не может сегодня не учитывать изменения климата в связи с глобальным потеплением. Поэтому необходимо развивать орошение. На орошаемых землях, например, урожайность свеклы можно увеличить с 40 до 100 т/га. При этом площади возделывания этой культуры можно сократить в 2,5 раза и получать колоссальный результат не только на свекле, но и при выращивании других технических культур.

Необходимо повысить компетентность и профессиональный уровень сельхозработников, культуру агропроизводства. Не в обиду некоторым аграриям будет сказано, но невозможно не следовать велению времени - рынок предлагает огромные возможности по оптимизации затрат и модернизации аграрного сектора. Сегодня схемы оптимизации расходов разрабатывают, в основном, именно переработчики сельхозсырья. Но и фермеры не в меньшей степени должны быть заинтересованы в снижении производственных затрат.

Какие компании представляют сахарную промышленность страны?

Сегодня сахарная индустрия представлена тремя компаниями: Sudzucker Moldova - сахарные заводы в Фалештах, Дрокии и Александренах, Golden Crown - сахарный завод в Глодянах, выкупленный у обанкротившейся в прошлом году российской компании Marr Sugar Moldova (Купчинский завод в текущем году не работал и находится в собственности Викториабанка), а также Magt Vest - владелец Дондюшанского сахзавода. Из урожая нынешнего года, учитывая заявления всех сахаропроизводящих компаний, будет выработано около 50 тыс. тонн сахара, из которых 35-40 тыс. тонн произведет Sudzucker Moldova.

Рассматривает ли Sudzucker Moldova возможность наращивания мощности путем приобретения одного из заводов, принадлежащих Marr Sugar?

Наша компания всегда выступала за существование конкуренции на рынке. Мы никогда не задавались целью стать единственным производителем сахара в Молдове и считаем, что наличие конкурентной среды только стимулирует развитие отрасли. Существующей мощности компании Sudzucker Moldova достаточно для обеспечения потребности Молдовы в сахаре, но не вполне хватает для освоения преференциального экспорта. К тому же, ситуация сложилась таким образом, что для Глодянского сахарного завода уже нашелся инвестор, так что конкуренция обеспечена...

Тем не менее, компанию Sudzucker Moldova часто монополистом и называют...

К сожалению, у стабильно развивающихся компаний всегда много недоброжелателей. Это и конкуренты, которые не находят решений и ресурсов для эффективного развития, и непорядочные сельхозпроизводители, которые хотят воспользоваться кредитными ресурсами нашей компании, а выращенное сырье продать третьим лица. Это, например, и лоббисты, которые добились того, что предыдущий парламент утвердил закон, позволяющий безнаказанно продавать залоговое имущество (раньше мы кредитовали аграриев под залог урожая).

Хотя, объективности ради, нельзя не согласиться, что сегодня Sudzucker Moldova занимается значительную долю рынка. НО! Это лидерство досталось нам в результате многолетней конкурентной борьбы - доля компании на рынке возрастала с начального уровня в 38%. Sudzucker Moldova дает возможность эффективным агропроизводителям получать 40-50% рентабельности при выращивании свеклы. Благодаря постоянному диалогу с хозяйствами и оказываемой технологической, технической и финансовой поддержке, компания добивается таких низких цен на сахар, каких не выдерживают конкуренты. Это - результат корректного поведения и честной игры на рынке. Кто не эффективен либо лишен необходимых для сахарного бизнеса ресурсов - тот должен уйти.

Вы имеете в виду уход с рынка российского инвестора Marr Sugar?

Отчасти - да. Надо сказать, что уход с рынка Marr Sugar вызвал большой социальный резонанс, и правительство попросило нас поддержать сельхозпроизводителей, работавших с Marr Sugar, чтобы они смогли и в нынешнем сезоне возделывать свеклу, поскольку новые владельцы Глодянского завода не располагали необходимыми для выращивания свеклы ресурсами. В результате мы заключили договор о простом товариществе с сахзаводом и прокредитовали большое количество сельхозпроизводителей Купчинской и Глоденской зон. Все предпринятые шаги производились по согласованию с Агентством по защите конкуренции.

В настоящее время с просьбами о приеме свеклы к нам обращаются хозяйства, возделывающие свеклу в Дондюшанской зоне, однако компания Magt Vest пока "закрыта" как для Союза сахаропроизводителей, так и для профильного министерства. Тем не менее, Sudzucker Moldova, не желая нанести конкуренту ущерб, принял решение не принимать свеклу у сельхозпроизводителей этой зоны без предоставления ими либо акта сверки, либо письма от Magt Vest об отсутствии финансовых претензий. И хотя таких писем мы пока не получали, немалое количество свеклы уже испортилось, а завод в Дондюшанах пока так и не начал работать.

Не секрет, что определенные структуры продвигают в коридорах власти проект переработки в Молдове сахарного тростника. Очевидно, что авторы этого проекта не намерены развивать производство свекловичного сахара, а преследуют совершенно иные цели.

К сожалению, у Молдовы уже есть печальный опыт подобных сомнительных реформ в отрасли. В 2001г. в Молдову было поставлено 80 тыс. тонн сахара-сырца, что ввергло отечественный свеклосахарный комплекс в глубокий кризис: цены на внутреннем рынке упали, экспорт в СНГ и Румынию был заблокирован, а свекловоды и сахаропроизводители вышли с акциями протеста на улицы. В результате, власти страны начали переговоры со всеми заинтересованными странами-членами ВТО об увеличении тарифной защиты отечественного рынка сахара и приняли решение в пользу свекловичного сахара.

А что, если предполагаемый проект переработки тростникового сахара все-таки будет принят?

Если Молдова пойдет по этому деструктивному пути, то в стране не станет целой отрасли со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, ВВП потеряет как минимум 700-800 млн. леев, поскольку добавленная стоимость при возможном объеме переработки сырца сравнительно мала - порядка 27 млн. леев. Более 25 тыс. га сельскохозяйственных земель останутся невостребованными. А дефицит торгового баланса возрастет на $91 млн. Мы потеряем 2,5 тыс. рабочих мест в сахарной промышленности, потому что для переработки сырца в Молдове достаточно будет сохранить всего один завод, а необходимые трудовые ресурсы не превысят 120 человек. При этом в сельском хозяйстве источник дохода (от возделывания сахарной свеклы) потеряют десятки тысяч жителей Молдовы.

С другой стороны, Sudzucker Moldova - это компания с большим опытом и колоссальными возможностями. И если власти решат, что в Молдове должен перерабатываться сырец - это будет для нас "посильной задачей". Позволю себе высказать уверенность в том, что мы решим эту проблему таким эффективным образом, что у конкурентов не останется никаких шансов. Правда, в Молдове сахарная промышленность будет представлена одним небольшим сахарным заводом, а свекловодство исчезнет.

Но мы не для этого пришли в Молдову. За годы своей деятельности Sudzucker доказал, что производство сахара и сахарной свеклы в нашей стране может быть рентабельным, а цена на сахар оставаться стабильной. Правда, только в случае стабильных рамочных условий и при защите внутреннего рынка, сопоставимой с другими странами региона.

В свеклосахарной отрасли Молдовы действует целый комплекс защитных мер, насколько они обоснованны?

Абсолютно все страны-производители свекловичного сахара защищают внутренний рынок. Молдова, после проведения неадекватной политики на первоначальном этапе вступления в ВТО, стала работать в том же направлении. Но это не означает, что отрасль развивается в "тепличных" условиях! Условия существования свеклосахарной отрасли Молдовы ничем выгодно не отличаются от условий в соседних странах. Уровень таможенной защиты у нас заметно ниже, чем в России, Беларуси, в странах ЕС и даже чем в Бразилии.

Например, размер таможенной пошлины на сахар в Евросоюзе превышает 400 евро, в Бразилии - 300, а в России установлена пошлина в размере $220. США и некоторые другие страны ежегодно фиксируют ограниченные квоты на импорт сахара.

В Молдове действует специальная дополнительная таможенная пошлина на импорт сахара 38% (110 евро), но только до 2012 г. Зато с 1 октября 2009 г. по согласованию с ВТО до 75% повышена базовая таможенная пошлина на импортный сахар, а также введена квота на импорт сахара из ЕС в объеме 5,5 тыс. тонн по льготному таможенному тарифу - 10%. При этом Молдове предоставлена прогрессивно растущая квота на беспошлинный экспорт сахара в Евросоюз, и это большая привилегия, открывающая европейский рынок для молдавского сахара.

Однако существуют и внешние факторы, оказывающие влияние на рынок сахара в Молдове: международные и межгосударственные соглашения, колебания мировых цен на сахар и контрабанда. Контрабанда - это отдельная проблема, не позволяющая завершить в нашей стране создание цивилизованного экономического пространства.

По мнению экспертов, дефицит сахара на мировых рынках в будущем году составит 5 млн. тонн и, как следствие, вызовет рост цен на сахар. Каким образом в Молдове будет покрыт дефицит сахара и ожидается ли рост цен?

Сахар - биржевой товар, а мировой рынок сахара подвержен значительным рыночным колебаниям. Но надо отметить, что биржевые цены на сахар не являются репрезентативными и ни в коей мере не отражают реальные затраты на производство сахара, которые учитывали бы соблюдение экологических, социальных и технических норм. Большинство стран, производящих сахар, потребляют его на собственных рынках, а на внешний рынок выбрасываются излишки (обычно это не более 20-30% от общего объема производства), причем по гораздо более низким ценам. К примеру, Евросоюз продает сахар вне квот по цене 350-400 евро/т, в то время как на внутреннем рынке ЕС оптовая цена превышает 600 евро/т.

С другой стороны, на мировом рынке ведется постоянная борьба между производителями белого и тростникового сахара. Большую часть тростниковых плантаций и тростникового сахара в мире контролируют бразильские семьи, количество которых можно пересчитать по пальцам. Бразилия относительно легко может увеличить объемы производства за счет экстенсивного возделывания. Или может обвалить рынок, перенаправив на производство сахара часть тростника, которая шла на производства биоэтанола, что немедленно отразится снижением цен на рынке. Поэтому сахар, как биржевой товар, особенно подвержен спекулятивным колебаниям, и важно иметь собственное производство, чтобы регулировать и компенсировать эти скачки.

За последние 30 лет именно сейчас цены на мировом рынке достигли пика. Наверное, после завершения уборки урожая тростника произойдет определенное их снижение. Не думаю, что столь высокие цены будут держаться долго. Дефицит мирового производства сахара не настолько драматичен, чтобы привести к стабильному росту цен...

Что касается молдавского рынка, то внутренне потребление здесь составляет сегодня около 65-70 тыс. тонн, при том, что прогнозируемое производство сахара в нынешнем году не превысит 50-55 тыс. тонн. Но потребители могут не волноваться - дефицит сахара будет компенсирован за счет его импорта из Белоруссии, откуда уже поступило 6,5 тысяч тонн, а также Евросоюза (в рамках льготной квоты, которая на 2009-2010 гг. составляет 13 тыс. тонн, эти поставки в Молдову будут облагаться только таможенной пошлинной в размере 10%).

Ольга Матвеева

AllMoldova